Подняться вверх
Школа, где работала Дина Захаровна, была типовая: четырехэтажное здание серого цвета. У входа – разбитая красная табличка. На крыльце подростки смачно выговаривают непотребные слова.

ИДИОТКЕ

мечтать опасно.

Издательство
«Русский гамбит» 2009

ИДИОТКЕ мечтать опасно.


29 октября 1988 года суббота

Школа, где работала Дина Захаровна, была типовая: четырехэтажное здание серого цвета. У входа – разбитая красная табличка. На крыльце подростки смачно выговаривают непотребные слова.

Нина приостановилась, чтобы, следуя быстро приобретенной педагогической привычке, вызвать у ребят чувства стыда, сказать о красоте русского языка, но только усмехнулась при мысли о тщетности такой попытки, и молча прошла в дверь.

-Мымра! – прозвучало ей в спину.

Нина прошла по безрадостным узким коридорам, стены которых украшали строгие планшеты, наверняка сделанные руками родителей. На планшетах размещалась информация о достижениях школьного коллектива и демонстрировались грамоты, полученные учащимися. В концах коридоров стоял запах туалетов. Она остановилась перед стендом с надписью «История пионерской организации».

«Добротно сделано», - подумала Нина и прислушалась. Из-за двери ближайшего кабинета послышалось:

-Ах ты, наглец! Хватит мне нервы мотать! Вон из класса! Чтобы завтра пришел с мамой!

-Так завтра начинаются каникулы! И завтра воскресенье!

-И хорошо: у меня будет достаточно времени для обстоятельного разговора с твоей мамой, и она сможет отмыть парту от твоих рисунков! И надписей!

-А докажите, что это я рисовал!

-А что ты сейчас делал? На моих глазах!

-Вам показалось, это я по воздуху ручкой водил. А мама не придет, она работает.

-Тогда я приду, могу зайти к ней на работу!

-А почему вы на меня кричите? И не надо меня пугать. Я могу вообще в школу не приходить.

Дверь отворилась, и из кабинета лениво вышел худощавый парнишка с большими темными глазами и крашеным чубом и направился к туалету. Следом в дверном проеме появилась молодая учительница: лицо в светлых кудряшках, курносый нос и большущие глаза. Она испуганно, как ребенок, посмотрела на Нину, заглянула за дверь, в сторону туалета, опять остановила взгляд на лице девушки, и вдруг тревога в ее глазах сменилась радостным узнаванием.

-Нина? Важенина!

-Привет! – на лице Нины засияла счастливая улыбка: она узнала Ольгу Климову и вдруг поняла, как давно они не виделись. - Воюешь? А как же с тем, чтобы сеять разумное, доброе, вечное?

-Пушкареву это доброе, вечное точно не нужно. Лучше бы действительно в школу не приходил, все равно же не учится. Весь кабинет заплевал: из шариковой ручки делает трубочку, и плюет из нее жеваной бумагой. А как он исписал парту! Около этой парты даже стоять стыдно, не то что сидеть за ней. Я думаю, она сама с радостью бы провалилась сквозь землю от стыда, если б могла! Противный мальчишка! Сам не учится, и другим мешает…

Знакомая ситуация: школа должна учить всех, даже тех, кто ненавидит учебу. И при этом в школе должна быть стопроцентная успеваемость. Ученики прекрасно знают, что при любом раскладе тройка им обеспечена, поэтому можно плевать жеваной бумагой даже в саму учительницу.

-Пушкарев – это тот мальчик? – Нина кивнула головой в сторону, куда ушел парнишка, - и замолчала. К ним шла женщина с желтоватым брезгливым лицом и вела за руку изгнанного из класса ученика.

-Ольга Михайловна, - холодным тоном обратилась она к Оле, - почему ваш ученик не на уроке, где должен получать знания, а курит в туалете? Он утверждает, что вы сами выпроводили его с урока. Иди, Петя, за парту, - обратилась она ласково к мальчику, - А вы, Ольга Михайловна, зайдите ко мне после уроков.

И она величественно поплыла дальше, окатив ледяным взглядом Нину.

-Это кто? – шепотом поинтересовалась Нина.

-Завуч Николина, стерва та еще. Подожди меня, скоро конец урока. Окей? – шепнула Ольга и скрылась за дверью, где во всю уже шумели ученики.

И почти тут же прозвенел звонок, и школа, как волшебная шкатулка, заполнилась голосами, смехом, стуком дверей и топотом ног. Из кабинета Ольги тоже хлынули учащиеся. Она, растерянная, появилась последней.

-Ну, вот, - пожаловалась она Нине, все убежали. А у раздевалки, конечно, Николина стоит. Мне будет нагоняй, - она вздохнула. - Да ладно, пусть до кучи! Заходи, гостьей будешь. Осторожнее садись, а то в два счета колготки порвешь: тут есть такие занозистые сиденья и столы! Я на колготках просто разоряюсь. Как жизнь-то? Личная? Не наладилась?

Нина покачала головой.

-У каждого свои недостатки. Мой недостаток – отсутствие личной жизни.

-И я замуж не вышла. Бабский коллектив, одно слово. Я ведь только в школу хожу, да из школы. Где тут принца встретишь! У нас в школе трое мужчин: директор, физрук и трудовик – все старые и женатые... Что не звонила? не заходила?

Нина растерялась: и, правда, почему?

-Да, понимаешь, -виновато замямлила она, - раз не удалось позвонить, два... Думала, завтра позвоню, опять завтра... Вот это завтра и затянулось... на три года. А ты почему не звонила?

-Я была уверена, что ты в Москве, у отца. Где работаешь?

-В милиции.

-Где-где? – от крайнего удивления выражение кукольного лица университетской подруги стало глупым.

-В угрозыске. Я следователь.

-Так ты здесь по работе?

-Да.

-И по какому вопросу? Наши ученики, конечно, не ангелы, но преступников среди них, я надеюсь, нет.

-Оля, расскажи мне об Апаликовой.

-Об Апаликовой, - опять удивилась Ольга. - Что рассказать-то?

-Что за человек? Может, она забывчива?

Ольга помолчала, усмехнулась и начала с шуточной патетикой:

-Апаликова Дина Захаровна – зерцало нашего просвещения. У нее идеальная дисциплина на уроках. А я, - девушка перешла на обыденный тон, - после института была в состоянии войны с учениками. Меня не слушались ни младшие, ни старшие. Я поинтересовалась у Апаликовой, как она добивается тишины на уроках. Она мне дала интересные советы: не давать спуску в первые дни, то есть сразу показать, так сказать, кто в доме хозяин… Да, надо было записать ее на диктофон… Для научной работы по педагогике – бесценно. Например, была такая рекомендация: держи контакт с родителями, обойди квартиры всех наиболее шумных ребят. «Мой 10 «Б» знает, -сказала она, - если я пообещала придти к кому-то домой, значит, я приду в тот же день, чего бы это мне не стоило, хоть к десяти, хоть к двадцати ученикам. А сейчас мне и идти не надо. Я говорю, чтобы родители были в школе, и они приходят, как миленькие. Дети меня и не пытаются обмануть. Знают, если родители не придут ко мне, значит, я приду к ним, и в тот же день, то есть будет только хуже. И родители знают, что я могу на работу им позвонить и опозорить их, сообщив их начальству, что они не занимаются своими детьми». О таком человеке можно сказать «забывчив»?

-Нет, конечно,- уважительно сказала Нина. Она поработала в школе, но так и не научилась держать дисциплину на уроках.

-Ее кто-нибудь ненавидит в школе? – скорее для проформы спросила Нина.

-Конечно! – ни секунды не задумавшись, ответила Ольга.

-Кто? – удивилась Нина.

-О, таких сколько угодно! Наше будущее – ученики. И не ее одну.

-Ну, у тебя и шутки! – покачала головой Нина. – Да, юмор ты не растеряла.

-Какой тут юмор! – махнула рукой Ольга. – Это жизнь. Они ненавидят нас, мы их. Дине Захаровне они дали совсем не ласковое прозвище «Динозавра». Конечно, здесь не в чистом виде ненависть, - я имею в виду учеников и учителей - тут многое намешано. И даже любовь имеется.

-А если серьезно?

-Я и так серьезно. Конечно, есть ненависть и между коллегами-учителями, только в ней тебе никто не признается, кроме меня. Понимаешь, как среди учеников, так и среди учителей идет соперничество: за пятерку, похвалу, благодарность. И есть зависть. Дине Захаровне ко дню учителя ученики подарили настольные часы на малахитовой подставке. Так сколько было злых завистливых разговоров!

-Я не поняла: ты тоже ненавидишь?

-Это сильно сказано. С трудом переношу – это точнее, - она помолчала и заговорила снова: - Мне надо к Николиной идти, ты же слышала. «А вы, Ольга Михайловна, зайдите ко мне после уроков» - скопировала она завуча, -Ты уж извини. Вообще-то я не такая злая, ты же знаешь... А что с Диной Захаровной могло случиться…что-то серьезное?

Пока не знаю.

-Я попробую помочь тебе. Пораспрашиваю учителей, учеников, кто что видел, слышал…Конечно, осторожно. Хорошо? А может, подождешь меня? Детальнее поговорим? Я тебя с другими учителями познакомлю, может, чтонибудь важное узнаешь, – голос у Ольги был виноватый и какой-то неискренний.

Но Нина дружески улыбнулась:

-Договорились. Подожду, а пока похожу по школе.

-Ага! И имей в виду, что с завтрашнего дня каникулы.…То есть у меня появляется уйма свободного времени! Кстати, номер телефона у меня прежний. Ну-ка, постой, - неожиданно Оля остановила Нину.

Мимо них шла красивая старшеклассница с густой светлой косой ниже пояса, перекинутой через плечо. Узкая синяя юбка чуть выше колен, синий жилет и белая блузка с романтическим кружевным воротничком. На жилете – комсомольский значок. Хотя она не была высокой, в ней было то, что раньше называли статью: тяжелые волосы не давали сутулиться.

-Жанна, - обратилась к школьнице Ольга, - подойди, пожалуйста.

Девушка остановилась, чуть улыбнулась и подошла, мельком взглянув на Нину и с коротким одобрением оглядев ее пальто.

-Жанна Рысина – ученица Дины Захаровны и ее соседка, - представила Ольга старшеклассницу, - А это Нина Алексеевна, у нее есть к вам вопросы. Заходите в кабинет, здесь и побеседуйте, пока я схожу к завучу.

Девочка вошла в кабинет и машинально встала около учительского стола, опустив глаза, но прямая, как струнка.

«Ну, их и муштруют! А девочка-то, как с плаката! Неужели такие правильные, чистенькие, скромные еще встречаются?» -удивилась Нина, с удовольствием глядя на девочку, и, не удержавшись, воскликнула:

-Ах, какая у вас коса! Сколько же, должно быть, с ней хлопот!

Девочка растеряно вскинула на Нину синие глаза и ответила:

-Это приятные хлопоты. Я люблю свои волосы, и мне нравится с ними возиться.

-Обычно, те, кому повезло с волосами, жалуются на сложный уход - покачала головой Нина.

-Я, как в давние времена, верю, что в волосах сила. Помните Самсона?

-Вы хотите быть по-мужски сильной?

-Нет, - покачала головой Жанна, - по–женски.

«Да, девочка правильно соображает. Действительно, в таких волосах гипнотическая сила; глаз не отвести».

-И у вас никогда не было желания обстричь волосы, заиметь модную стрижку?

-Нет-нет! Я никогда не обстригу свои волосы! А стрижки, даже модные, делают людей похожими друг на друга.

-Вы точно ни на кого не похожи, – опять не удержалась Нина.- Такую красоту сейчас редко встретишь!

Жанна чуть улыбнулась и с каким-то снисхождением (взрослый человек – и такая восторженная!) вопросительно посмотрела на Нину.

-Вас что-то интересует?

-Точнее, кто-то. Ваша учительница Дина Захаровна Апаликова, – и Нина стала импровизировать, ведь нельзя, чтобы до выяснения всех обстоятельств по школе поползли слухи. - Я журналист, историк, и сейчас готовлю книгу о лучших учителях нашего города. Точнее, о педагогах-новаторах. Мне сказали, что в вашей школе, таким специалистом является Дина Захаровна. Мне важно знать ваше мнение как ее ученицы.

Нина внимательно наблюдала за реакцией девочки, а та стала ровно, без эмоций, говорить:

-Дина Захаровна – мой классный руководитель. Она строгая, но очень справедливая. Ее все уважают. И ученики, и родители.

-Вы живете в одном доме?

-И в одном подъезде. Она на первом этаже, я на втором. Наша квартира находится прямо над ее квартирой.

-Ага, это с вами вчера разговаривали работники милиции? – Нина вспомнила разговор с Ершовым.

-Да. Точно. - девочка прямо посмотрела на Нину.

-Это все, что вы можете сказать о своей учительнице?

-А что еще нужно?

Нина немного растерялась.

-Дина Захаровна заболела. Вы в курсе?

-Догадывалась. Просто так уроки не отменяются.

-А вы к ней не заходили?

-Зачем? – голос девочки звучал все также ровно.

-Ну, все-таки любимая учительница болеет.

-А я сказала, что Дина Захаровна – любимая учительница?

-А что? Нелюбимая?

-Ну, зачем вы так? – в голосе Жанны прозвучал упрек.- Дина Захаровна просто уважаемая мною учительница. Она же не моя мама, чтобы ее любить. И не мальчик. И не Родина. И даже не комсомол.

Нина смешалась: «Издевается?». Но лицо девочки было непроницаемым.

-Если вы уважаете учителя, а он болеет… Долг ученика…ученицы…Ведь тут и ходить далеко не надо.

Жанна прервала поиск слов:

-Конечно, долг ученицы – навестить больного учителя. Но Дина Захаровна не лежит прикованная к постели.

-А откуда вы это знаете?

-Я ее каждый день вижу.

-То есть как? – Нина не могла скрыть удивления. – В каком смысле?

-В обычном.

В глазах Жанны появилась какая-то чертовщинка. Явно читаемый вызов. У девочки настал возраст, когда взрослые теряют авторитет и становятся в глазах детей смешными, наивными занудами. Нина поняла, что выдала себя с головой. Для книги о новаторах такие вопросы не задают.

-Где видите? Вы к ней все-таки заходите?

-Вижу на улице. Во дворе.

-И когда в последний раз?

-Вчера вечером.

Вечером, вечером.…Какая-то неувязочка. Ведь вечером Нина сидела напротив подъезда учительницы. Жанну она видела. Ясно, что девушка, которую окликнул Пушкарев, была эта Жанна. Значит, девочка обманывает?

-Во сколько?

-Что во сколько?

-Во сколько часов вы видели Дину Захаровну? И где?

-На улице.

-Во сколько часов вы были на улице?

-Я видела ее в окно. Поздно. На часы не посмотрела.

-А ты уверена, что это была она? – Нина не заметила, что стала обращаться к девочке на «ты».

-Конечно. Она была в своем клетчатом пальто.

-В каком пальто?

-Ну, таком… Пальто нашей фабрики «Одежда». Сине-серая клетка.

Значит, Нина все-таки видела Апаликову!

-А ничего странного ты в своей учительнице не заметила?

-А что на ваш взгляд странное?

-Ну, мало ли что… То, что не типично для нее. Например, например… учительница стала хромать. Или поправилась…

-Нет, она не хромала… Но… У Дины Захаровны в руках была большая спортивная сумка.

-Так, значит вчера, поздно вечером, Дина Захаровна вошла в подъезд с большой спортивной сумкой в руках…

-Нет, она вышла из подъезда поздно вечером.

-Куда? – тупо спросила ошеломленная Нина.

-А вот это она мне не прокричала, - ровно ответила девочка и добавила: - Извините, мне надо идти.

«Да, какая язвочка, эта Жанна! А красавица редкая. С такой внешностью надо в кино сниматься».

Нина спускалась по лестнице, мысленно прокручивая разговор с Жанной Рысиной, когда ее догнала завуч Николина.

-А вы, собственно говоря, по какому вопросу в школе? - спросила она скорее строго, чем любезно.

Девушка с интересом посмотрела на холодное, с чуть брезгливо изогнутым ртом, лицо-маску, и у нее появилось ребячье желание позлить эту самовлюбленную даму, благо в отличие от учеников и учителей, Нина была независима от нее. Но она сдержалась, и только в ответ холодно же ответила:

-По служебному вопросу.

Шоковый эффект. Маска дрогнула. В глазах скользнуло недоумение и интерес. И после тягучей паузы завуч спросила:

-Вы из РОНО? Нет, из милиции? Наводите справки об Апаликовой?

-Да, - сухо уронила Нина.

В сравнении с недавней застылостью, лицо Николиной стало удивительно подвижным, и голос приобрел душевные оттенки:

-Что же вы не обратились к нам, завучам? Вы уже были у директора?

Николина подхватила Нину под руку и увлекла ее в свой кабинет.

-Садитесь, прошу вас. Дина Захаровна – отличный учитель, прекрасный педагог. У нее довольно сложный класс, 10 «Б», выпускной, но она, знаете ли, держит их железной рукой. Обязательный, ответственный человек! Жаль, что у нас не все учителя такие, как Дина Захаровна. Насколько было бы легче всем работать! Вы не представляете…простите, как ваше имя, отчество?

-Нина Алексеевна Важенина.

-Очень приятно. Вы не представляете, Нина Алексеевна, как сложно работать с учителями! Некоторые из них, особенно молодые, не желают выполнять самые простые требования. Нам, завучам, приходится постоянно их контролировать, можно сказать, караулить, ловить за руку… Согласитесь, ведь не трудно проводить детей в столовую или после уроков к выходу. Однако, делают это единицы. Остальные оправдываются тем, что дети разбегаются. Но у Дины Захаровна дети никогда не разбегаются! Она умеет требовать, и ее все уважают. Уверяю вас, Нина Алексеевна, к ней прекрасно относятся и коллеги, и учащиеся. Мы очень встревожены случившимся… Кстати, вы не могли бы прояснить, что же произошло?

Нина сначала с удивлением, а потом с удовольствием, какое получают от хорошей актерской игры, наблюдала за завучем. Неужели эта искренне любезная женщина – та чванливая дама, отчитывающая Ольгу? Театр рыдает! Нет, такому человеку верить нельзя.

Нина уклонилась от ответа:

-Если вы встревожены, да еще очень, значит, достаточно осведомлены. В таком случае, не ответите ли мне на несколько вопросов? Когда в последний раз вы видели Апаликову?

Завуч замялась:

-В школе…Минутку, я посмотрю расписание… В прошлый четверг. У нее был классный час.

-Вы о чем – нибудь с ней говорили?

-Конечно. Я со всеми говорю. Она подошла ко мне и сказала, что больна и пойдет к врачу. Это всегда такие сложности, когда учителя болеют! Надо искать замену, уговаривать учителей, а то и отменять уроки. Дети разбалтываются. Но Дина Захаровна болеет редко. Хотя все мы люди. Нет, болезнь учителя Апаликовой не стала для нас ЧП.

Нина с удивлением отметила про себя, что завуч, несмотря на внешнюю холодность, растеряна.

-Конечно, не ЧП, - поддакнула девушка. - Главное, чтобы учительница оценки выставила, ведь конец четверти.

Завуч недовольно сжала губы, и Нина поняла, что попала в точку: дети остались без четвертных оценок по английскому языку. И ей стала ясна школьная ситуация. Она уверенно спросила:

-Вы много раз звонили Дине Захаровне?

Завуч немного помолчала и устало ответила:

-Да, но, к сожалению, не смогла до нее дозвониться.

-Но вы, наверняка, отправляли когонибудь к ней домой?

-Конечно, конец четверти, надо, чтобы все дети были аттестованы и аттестованы правильно. Видите ли, Нина Алексеевна, поставить объективную оценку ученику может только тот учитель, который ведет у него предмет, в данном случае, предмет -английский язык. Текущие оценки не всегда дают верную картину. Ведь кому-то учитель может занизить баллы, чтобы заставить больше заниматься, кого-то, напротив, может выше оценить, чтобы вселить уверенность. А итоговая оценка – другое дело, она должна быть без погрешностей.

-Вы отправляли к ней домой учеников? Или учителей?

-Да. Дина Захаровна живет рядом со школой, многие ходят мимо ее дома. Двое из ее учеников живут в одном с ней подъезде. Я их отправляла к ней с запиской.

-Вы отправляли к ней Жанну Рысину и Пушкарева?

-Да, - удивилась Нининой осведомленности Николина.

-И что Жанна?

-Сказала, что Дина Захаровна ей не открыла, и она записку сунула в щель двери.

-А Пушкарев?

-Ему тоже дверь не открыли.

-Вы в дружеских отношениях с Апаликовой?

-Дружеские отношения на работе мешают делу. Я должна быть ко всем одинаково требовательной.

-То есть сами вы не заходили к Дине Захаровне домой?

-Нет.

-А случайно вы ее не встречали в эти дни? По дороге домой, например. Ведь вы же проходите мимо ее дома?

-Да мимо, – Николина помолчала и нехотя продолжила: - Вообще-то я видела ее во дворе. Но Дина Захаровна не откликнулась, зашла в подъезд. Я тут же за ней – она как растворилась. Позвонила в дверь, подумала, она не услышала меня на улице. Но мне дверь не открыли.

-Больше вы ее не встречали?

-Видела еще раза два, но уже не окликала и за ней не бегала. Что взять с человека, больного…человека!

По лицу Николиной было ясно, что она оскорблена и в недоумении. Нина помолчала, а затем поинтересовалась:

-Кстати, как же вы вышли из положения с оценками?

-Поставили баллы за четверть по текущим оценкам. Не все ученики довольны. Кто-то надеялся исправить.

-А какое прозвище дали учащиеся Апаликовой?

-У нее нет прозвища.

При прощании Николина была сама любезность, но Нина уже не обращала на это внимания. Она ей не верила.


<-- предыдущая глава Продолжение главы-->
 
При прощании Николина была сама любезность, но Нина уже не обращала на это внимания. Она ей не верила.

Все совпадения

с реальными событиями

и лицами случайны.

Подняться вверх

 Яндекс цитирования 

Цитировать, перепечатывать и переводить на другие языки материалы данного сайта

только на условиях указания активной гиперссылки на opalova.narod.ru фамилии автора.

Web-дизайн ООО "Август"    

©Все права защищены
Сайт создан в системе uCoz